Алхимия. Mutus Liber ( Немая Книга )
Содержание статьи:
Алхимия. Mutus Liber ( Немая Книга )
Алхимики описывали Великое Делание во множестве трактатов, но наиболее оригинальным из них и символически полным является MUTUS LIBER – Книга без слов. В ней практически отсутствуют слова вообще, а все процессы изображены в виде знаков и символов. Это фактически единственный алхимический трактат такого типа. Именно эта особенность делает MUTUS LIBER великолепным и уникальным образцом алхимического символизма. Впервые эта книга анонимно была издана во Франции в 1677 году. В 1702 году она была переиздана вновь. В новом издании она была представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах
Загадка немой книги
Множество людей пыталось понять процессы и операции, изображенные в книге без слов, но ее символические рисунки ставят в тупик не только ученых, но и алхимиков. Именно загадка, заключенная в MUTUS LIBER делает эту книгу столь привлекательной в глазах исследователей. Тот, кто хочет постичь ее тайный символический смысл, скрытый в гравюрах MUTUS LIBER должен самостоятельно воспроизвести процессы и восполнить все те нюансы коих так много в книге без слов. Однако при этом следует учесть, что только духовный поиск и озарение могут помочь в этом трудном Деле т.к. алхимики всегда имели дело не только с материей, но, прежде всего с Духом. В 1702 году «Немая книга» была переиздана в так называемом «Своде Манже», сборнике алхимических сочинений под общим названием «Bibliotheca Chemica Curuisa».
В новом издании она была представлена в виде 15 гравюр на отдельных листах, гравюры выполнены тоньше и артистичнее, чем в первом издании, хотя, как свидетельствует И.Фабрициус, совпадают по форме и содержанию, за исключением первой гравюры, на заднем плане которой, в издании Манже изображено море, набегающее на сушу. В оригинальной французской гравюре этой детали не было.
Однако при этом следует учесть, что только духовный поиск и озарение могут помочь в этом трудном Деле т.к. алхимики всегда имели дело не только с материей, но, прежде всего с Духом.
Гравюра №1
В центре гравюры изображена лестница, ведущая к небу и свидетельствующая о возможном единении дольнего и горнего, а стало быть о безусловном успехе алхимического предприятия. Письмена, начертанные в пространстве овала, означают: «Mutus Liber, in quo tamen tota Philosophia Hermetica figuris hieroglyphicis depengitur, ter optimo maximo Deo misericordi consecratus solisque filiis artis dedicatus authore cujus nomen est Altus» («Немая книга, в которой представлена в иероглифических фигурах вся герметическая Философия, посвящённая всемилостивому Богу, трижды благому и трижды великому и обращённая только к сынам искусства автором её, чьё имя Альтус»). Rupellae, Petrum Savovret, 1677. Альтус, или Старейший.
Он же христианизированный Иаков, сквозной персонаж всех пятнадцати гравюр, возможно персонифицирующий французского алхимика Жака Толле (1630-1696), за которым устойчиво закрепилась репутация мастера успешных превращений металлов.
Чтобы тщательно скрыть загадку библейских отсылок, анонимный автор изображает на первой гравюре “Mutus Liber” ночное светило в его последней четверти, которая считается философски противоположной всем алхимическим операциям. На переднем плане – библейский Иаков, алхимик, погружённый в сон, лежит головой на огромном камне, который должен стать Философским. В камне видна полость, из которой быстрым потоком к его ногам истекает ручей-водопад. Лестница Философов (Scala Philosophorum), ведущая к небу, свидетельствует о возможном единении дольнего и горнего, а стало быть о безусловном успехе алхимического Великого Делания. На этой лестнице, направленной в ночное небо, усеянное звёздами и озарённое лунным серпом, стоят два Ангела, трубящие в горны, очень похожие на трубы церковной иконографии.
Небесные посланцы, один находится выше другого, указывают на два пути к обретению Философского Камня – первый долгий и подробно описанный – Влажный путь, и второй, тайный и краткий – Сухой путь. Следует обратить внимание на то, что фронтспис первого издания “Mutus Liber” отличается от фронтсписов последующих изданий прежде всего пейзажем – безводным и сухим.
Гравюра №2
Алхимик и его Сестра по тайному делу герметического искусства молят всевышнего ниспослать живой воды небесной. Над ними ангелы держащие запаянный алхимический алембик, в коем Нептун, опекающий только-только рождённые Солнце-золото и Луну-серебро. Иносказание начала алхимических метаморфоз. Над ангелами Солнце как обещание божественного откровения.
Гравюра №3
Подготовка к основным алхимическим процедурам. В горних высях Зевс-громовержец верхом на орле. Внизу сотворённый мир, явленный в трёх концентрических сферах: внешняя сфера представляет Воздух и море; средняя – землю и пленение священной рыбы для Мелузины; Внутренняя – пленение священной рыбы для Нептуна, повелевающего волнами.
Гравюра №4
Начало Великого Делания. Солнце и дождь напитали ткань-плащаницу. Адепты алхимического искусства выжимают эту ткань, собирая первичную материю для последующих с ней операций. Содержимое блюда, согласно одной версии, – майская роса, близкая к квинтэссенции, согласно другой, – грубые природные вещества, которым ещё только предстоит стать освящёнными и составить материал для Философского Камня. Овен и Телец – астрологическая подсказка времени начала Великого Делания.
Гравюра №5
Собранная Первичная Материя подвергается перегонке. Жидкость наливается в перегонный куб, помещённый в печь. Дистиллат помещают в большой сосуд, а остаток ковшиком в маленький, который передают странному существу с лунным знаком на груди и с ребёнком на руках, что должно означать рождение новой Луны (может быть, возрождённого серебра). Дистиллат нагревают в печи в течение сорока дней, о чём свидетельствует число 40, начертанное на нижней кладке печи.
Гравюра №6
Дистиллат переливают в другой сосуд и вновь перегоняют. Явление золотого цветка, свидетельствующего появление главного цвета Великого Делания. Остаток с золотым цветком переливают в сосуд поменьше. Прокаливание остатка в печи должно привести к золотоносному Солнцу.
Гравюра №7
Обжиг и соединение. Чёрная зола, измельчённая в порошок, пересыпается в открытое блюдо, а затем в алембик. В алембик наливают жидкость и ставят на огонь. Смесь взбалтывают и переливают в склянку с четырьмя звёздами на стенках. Нагой человек (Сатурн или Кронос), пожирающий собственное дитя, сидит на костре. Затем по-видимому, он же – пересаживается в ушат, держа ребёнка на руках. Его главу орошают дистиллатом, а ребёнок оказывается на руках другого нагого человека (вероятно алхимика), стоящего перед Сестрою, его помощницей, держащей в руках четырёхзвёздную склянку. Сатурн персонифицирует свинец, способный претерпевать превращения под воздействием крови младенца – минерального духа металлов. Обжиг и удаление продуктов сгорания – залог успешного высвобождения этого чудодейственного духа.
Гравюра №8
Ангелы влекут Меркурия, попирающего ногами Солнце и Луну и способного улучшить приготовленную смесь. Взлетевшие птицы свидетельствуют возгонку летучих компонентов, высвобожденных в результате обжига материи. Моление адептов, наблюдающих за алембиком, в котором вываривается на закрытом огне новая смесь.
Гравюра №9
Это изображение сходно с изображением на гравюре № 4. Однако здесь под солнечные лучи, свидетельствующие божественную мощь, выставлен дистиллат. Высушенную материю пересыпают в сосуд. Меркурий с жезлом и крылышками на голове споспешествует Сестре, держащей сосуд с материей, постепенно обретающей совершенство.
Гравюра №10
Равные навески двух веществ, маркированных звездой и цветком соответственно, смешивают и запечатывают в Философское Яйцо. Алхимик разводит огонь и заплавляет сосуд, помещаемый затем в атанор. Рукопожатие Солнца и Луны символизирует амальгамирование основополагающих веществ – Ртути и Серы Мудрецов. Число 10 – совершенное число сотворения, тождественное центру мишени – цели Великого Делания.
Гравюра №11
Ангелы вновь влекут Меркурия, находящегося в алембике. Алембики Сестра вымаливают у Бога успех предприятия. Почти совпадение с изображением на гравюре № 8, однако исчезло сухое вещество в алембике с Меркурием и Лунный серп под ногами Меркурия превратился в полную Луну. Повторение ритуально-процедурных действий – залог успешной трансмутации.
Гравюра №12
Вновь повторение, за исключением важных деталей, долженствующее гарантировать успех дела алхимиков и надёжность помощи Меркурия
Гравюра №13
Повторение изображения на гравюре № 10, но с той существенной разницей, что цветок заменён Солнцем, что по-видимому, умножающим образом влияет на мощь Философского Камня. Число наивысшего совершенства 10 десяти-, сто-, тысяче- и т.д. кратно увеличено, что свидетельствует о безграничных возможностях Великого Магистерия.
Гравюра №14
Извлечение сосуда из печи, вскрытие сосуда, взвешивание материала. Перегонные кубы маркированы солнечными знаками. Алхимик и Сестра. Меж ними Философское Яйцо. Адепты произносят таинственное заклинание – Великое Делание завершено.
Гравюра №15
Эта, последняя, гравюра созвучна первой. Пожилого старца (Иакова, а может быть, и Меркурия) купидоны увенчивают венком поощрителя трансмутации. Алхимик и Сестра теперь уже обладают искомой тайной. Безжизненное тело – былая Первоматерия. Извлечение жизненных сил сокровенных ферментов. Солнце-золото и Луна-серебро – итог материального и духовного совершенствования. Попрание смерти смертью же. Смерть во имя жизни в совершенном своём обличии. Сокровенный свет, высвобождённый из мрака видимого.
Responses